Россия, Республика Башкортостан, Стерлитамак
Телефон:
+7 (905) 356-86-.. Показать номер
Пн-вс: 10:00—18:00
whatsapp telegram vk email

Значение телезио бернардино в большой советской энциклопедии, бсэ. Философские и психологические идеи бернардино телезио Бернардино Телезио: исследование природы согласно ее собственным принципам

Телезио
(Telesio) Бернардино (1509, Козенца, – 2.10.1588, там же), итальянский натурфилософ эпохи Возрождения. Окончил Падуанский университет (1535). Основное сочинение – «О природе вещей согласно сё собственным началам» (1565; 9 книг в 1586). Противник схоластического аристотелизма, основал в Неаполе академию (Academia Telesiana, или Cosentina) с целью опытного изучения природы на основе её законов. Натурфилософия Т. опирается на традиции античного гилозоизма
.
Противоположные стихии тепла и холода, но Т., – главные движущие начала всего, воздействующие на пассивную материю. Материя земли и неба тождественна, но земная находится во власти холода, небесная – во власти тепла. Тепло – источник всякой органической жизни, а также тонкоматериального жизненного «духа» (spiritus), присущего животным и человеку, у которого наряду с этим имеется бессмертная душа, вложенная в него богом. В теории познания Т. развивал точку зрения сенсуализма. Основой этики считал стремление всего сущего к самосохранению. Своей ориентацией на опытное познание Т. оказал большое влияние на Т. Кампанеллу
,
а также на Дж. Бруно, Р. Декарта и Ф. Бэкона.

Соч.: De rerurn natura juxta propria principia, v. I-2, Cosenza, 1965-74; Varii de naturalibus rebus libelli, pt I-8, Venetia, 1590.

Лит.:
Горфункель А. Х., Материализм и богословие в философии Б. Телезио, в сборнике: Итальянское Возрождение, [Л.], 1966; Fioreпtino F., В. Telesio, v. 1-2, Firenze, 1872-74; Gentile G., B. Telesio, Bari, 1911; Troilo E., B. Telesio, Modena, 1924; Soleri G., Telesio, Brescia, 1944.

А. Х. Горфункель.

Большая Советская Энциклопедия М.: “Советская энциклопедия”, 1969-1978

ложь, связанные с большими и высокими рассуждениями. <…> Но ты, который живешь мечтами, тебе больше нравятся софистические изыски и торгашеское мошенничество в большом и отвлеченном, нежели строгое описание естественного и не непосредственно данного».

Итак, чтобы понять природу, следует вернуться к опыту. Мы будем недалеки от истины, если предположим, что Леонардо отталкивается от проблемного опыта; путем рассуждений он вскрывает причины; затем, чтобы проверить рассуждения, он вновь обращается к опыту. Если природа получает результаты, пользуясь определенными причинами, человек от результатов должен обратиться к причинам. Для выявления этих причин необходима «математика» – наука, которая вскрывает отношения необходимости между различными явлениями, т. е. причины, «которые никогда не проявлялись опытным путем». «Необходимость, – повторим еще раз вслед за Леонардо, – основа и создательница природы, ее узда и вечный образец». Леонардо утверждает: «Нематематик не разделит моих принципов». И еще: «Кто порицает высшую точность математики, тот питается неразберихой и никогда не положит конца противоречиям софистических учений, от которых можно научиться только вечным ссорам».

Природа регулируется поддающимся измерению порядком, который обнаруживается в причинном отношении между явлениями. «Именно эта необходимость исключает всякую метафизическую или магическую силу, всякую интерпретацию, которая предшествует опыту и пытается подчинить природу чуждым ей принципам. Эта необходимость в конце концов идентифицируется с необходимостью, свойственной математическому рассуждению, которое выражает отношения соразмерности, составляющие законы. «Разумность» природы явлена в «пропорциях», которые обнаруживаются не только в числах и измерениях, но и в звуках, весах, времени, пространстве и в любой другой природной силе» (Н. Аббаньяно).

В механике Леонардо приблизился к пониманию принципа инерции, «угадал принцип сложения сил и принцип наклонной плоскости, принятый им в качестве основы при объяснении полета птиц. Удивительно то, что эти догадки не остались только на теоретичес-

114 Итальянское Возрождение

ком уровне. БЫЛИ ПОПЫТКИ ИХ
реализации или по крайней мере технического проектирования» (L
.Geymonat
). Будучи сведущ в прикладной гидравлике, Леонардо имел ясное представление о принципе сообщающихся сосудов. Многочисленны его проекты в области гидравлики. То же можно сказать и относительно искусства фортификации, создания оружия, текстильного производства, типографского дела.

Он достиг новых результатов в геологии (объяснив, в частности, происхождение ископаемых), в анатомии и физиологии. Его интерес к анатомии объяснялся желанием лучше познать природу, чтобы усовершенствовать ее художественное воплощение. Невозможно отделить в Леонардо ученого от художника. Да это и не нужно, ибо для него живопись – это наука, более того, – вершина наук. Живопись обладает познавательной ценностью, и художник должен обладать познаниями в области различных наук (анатомии, геометрии и т. д.), если хочет проникнуть в тайны природы: «О созерцатель, не хвались, что ты знаешь венда, которыми руководит сама природа; но радуйся тому, что ты знаешь назначение вещей, начертанное в твоем разуме».

Жизнь и творчество

Бернардино Телезио родился в 1509 г. в Козенце. В самом начале жизненного пути он получил хорошее гуманитарное образование. Его дядя, Антонио Телезио, литератор, стал его первым учителем. Бернардино сопровождал дядю в Милан, а затем в Рим, где в 1527 г. был захвачен в плен солдатами во время знаменитого «римского пленения» и освобожден лишь благодаря вмешательству одного своего соотечественника спустя два месяца после пленения. Он отправился в Падую, где еще сохранялась традиция дискуссий Аристотеля и где он изучал философию и естественные науки (в особенности медицину), и завершил университетское образование в 1535 г.

Бернардино Телезио 115

После получения университетского диплома Телезио жил в разных городах Италии и в конце концов удалился в монастырь братьев-бенедиктинцев (есть мнение, что это был монастырь Семинара).

Позже, с 1544-го по 1553 г., Телезио пользовался гостеприимством семьи Карафа, герцогов Ночеры. В этот период он заложил основы своей системы, создал первый вариант книги «О природе вещей согласно

ее
собственным принципам».

В
1553 г. Телезио поселяется в Козенце, где остается вплоть до 1563 г. Отсюда он ездил в Рим и Неаполь, но постоянно возвращался в Козенцу; здесь он и умер в 1588 г.

Первые две книги труда «О природе вещей» (De rerum natura
) он опубликовал в 1565 г., после многочисленных сомнений и консультаций в Бреше с крупнейшим представителем аристотелизма той эпохи Винченцо Маджи. Положительный исход встречи с Маджи, которого по многим причинам можно было считать идеальным противником, убедил Телезио в своевременности публикации. Но полностью труд – в девяти книгах – вышел только в 1586 г. из-за финансовых трудностей. Другие сочинения

Телезио носят второстепенный характер и ограничиваются объяснением некоторых природных явлений («О землетрясениях», «О кометах», «О паре», «О молнии» и т. д.).

Телезио получил большую известность, и притом гораздо раньше, нежели были опубликованы его сочинения. Академия Козенцы, членом которой он состоял, превратилась в наиболее активный центр по распространению его учения. Могущественные и влиятельные друзья защищали его от атак сторонников аристотелизма, хотя в дискуссиях и полемике недостатка не было.

Среди последователей Телезио был Кампанелла. Лично с ним не знакомый, он посетил собор Козенцы, где находился гроб с телом. «Великого Телезио». Именно Кампанелла стал главным продолжателем дела Телезио.

Новизна физики Телезио

Значение и ценность идей Телезио зависят от перспективы их рассмотрения. Если рассматривать эти идеи с точки зрения научной революции Галилея, выводы не будут отличаться от тех, которые уже сделал Патрици (хотя он и исходил из других оснований). Учение

116 Итальянское Возрождение

Телезио оказывается скорее метафизикой, нежели физикой, вопреки заявленным намерениям.

В глазах человека того времени идеи Телезио представляли собой одну из наиболее радикальных и прогрессивных попыток создания физики как строго автономной области исследования, без магических элементов Возрождения, связанных с герметико-неоплатонической традицией, и аристотелевской метафизики.

Необходимо отметить, что в труде «О природе вещей» отсутствуют магические идеи, более того, Телезио открыто заявляет, что в его книгах нет ничего божественного и достойного удивления. Но у Телезио остается и нечто общее с магическими учениями – убеждение, что в природе все полно жизни.

Аристотель (заодно с перипатетиками) рассматривал физику как теоретическое знание об особом роде бытия. Метафизика (наука о бытии, или о субстанции вообще) для Стагирита составляла необходимую предпосылку физики. Рассуждение о чувственной субстанции неизбежно перерастало в рассуждение о субстанции сверхчувственной, а изучение подвижной субстанции завершилось метафизическим доказательством неподвижной субстанции.

Телезио дает четкие контуры проблемы. Он не отрицает (и мы увидим это несколько ниже) ни трансцендентного Бога, ни неосязаемую душу, но и одно и другое он тематически выносит за пределы физического исследования. Таким образом он утверждает автономию природы и ее основ и, как следствие, автономию исследования этих основ. Это можно назвать «натуралистической редукцией».

Н. Аббаньяно в монографии, посвященной Телезио, обращает внимание на этот момент, уточняя, что такая редукция рождена требованием найти во всех вещах и в каждой из них естественный экспликативный принцип, исключив все прочие. Название труда Телезио выражает это в прекрасной синтетической формуле: «О природе вещей согласно ее собственным началам» (Der varum natura iuxta propria principia
), что означает: природа имеет в себе самой принципы своего строения и объяснения. Человеку, чтобы познать их, не нужно делать ничего другого, кроме как заставить говорить саму природу, доверившись ее самораскрытию перед ним, поскольку он является ее частью. Действительно, человек может познать природу, поскольку сам есть природа. Отсюда возникает предпочтение, отдаваемое чувству, а не другим средствам познания.

Бернардино Телезио 117

Человек как природа – это восприимчивость. Способность познавать и понимать он имеет как часть или элемент природы. Телезио первым энергично заявил об автономности природы и первым попытался реализовать ее до конца с помощью тщательного исследования.

Заслуживает внимания еще одно обстоятельство. Телезио, как мы увидим, конструирует качественную физику; однако он предвидит и количественную перспективу, хотя и говорит, что не в состоянии развить ее. Он надеется, что это сможет сделать кто-нибудь другой, дабы – он подчеркивает это – люди могли стать не только «знающими», но и «сильными». Речь идет о двух темах, которые впоследствии станут центральными: первая – у Галилея, а вторая – у Бэкона.

Собственные принципы природы

Телезио реконструирует принципы физики на основе чувства, убежденный в том, что «чувство» обнаруживает реальность природы, поскольку сама природа, в своем естестве, есть жизнь и чувство. Телезио обращается к гилозоизму и досократовскому панпсихизму (тезису об одушевленности всего сущего) с ионийскими мотивами (схема интерпретации реальности, предложенная Анаксименом). Образцом для подражания служат ему не неоплатоники, а в большей степени физики-досократики.

«Чувство» обнаруживает, что основные начала – это горячее и холодное, «тепло» и «холод». Первое оказывает расширяющее воздействие, делает вещи легкими, приводит их в движение. Второе, наоборот, производит конденсацию и поэтому делает вещи тяжелыми и препятствует их движению.

Солнце горячее, а земля холодная. Но солнце, как и все жаркое, не есть только тепло, как и земля есть не только холод. Тепло и холод бестелесны и нуждаются в телесной массе, с которой они могут воссоединиться. Поэтому, заключает Телезио, в основе всего сущего три начала: «Две действующие природные силы – тепло и холод и телесная масса, которая свойственна обеим природным силам и

Д. Антисери и Дж. Реале. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта – С- Петербург, «Пневма», 2002, 880 с, с ил.

способна расширяться и распространяться, а также сужаться и уплотняться и принимать любое положение, подходящее для тепла и холода». Иначе существа не могли бы превращаться одни в другие и не было бы того единения, которое на самом деле встречается в природе.

118 Итальянское Возрождение

Вместо физики четырех элементов и концепции сущего как единства материи и формы, поддерживаемой перипатетиками, Телезио строит физику, согласно которой – элементы и все формы вещей – производны от вышеописанных начал. Два действующих начала пронизывают все тела, противодействуют друг другу, отталкивают и заменяют по очереди в телах, взаимно воспринимая друг друга. Эта возможность воспринимать собственные действия и состояния в связи с действиями и состояниями другого заставляет принять то, что сродно и благоприятствует собственному сохранению, и отторгнуть противоположное. Поэтому, заключает Телезио, «все существа чувствуют взаимную связь».

Почему же тогда только животные имеют органы чувств? Животные – сложные существа, и эти органы выполняют функцию путей, по которым в чувствующую субстанцию проникают внешние силы. Простые вещи, именно в силу их простоты, чувствуют непосредственно, напрямую.

Итак, физика Телезио базируется на простейших «качествах» – тепле и холоде. Но в связи с этим, как уже отмечалось, он понимает, что нужно идти дальше к определению «количества» тепла, необходимого для создания различных феноменов. И это «количественное» исследование он оставляет своим последователям.

Человек как природная реальность

Человек поддается объяснению как и любая другая природная реальность. Животный организм Аристотель объяснял как функцию «чувствующей души». Естественно, Телезио не может принять этого тезиса, он чувствует необходимость отличительного признака, отделяющего человека от всего остального, поэтому прибегает к тому, что называет «духом, производным от семени» (spiritus e semine eductus
). Терминология (восходящая к стоикам), очевидно, навеяна античной медицинской традицией (с которой Телезио был хорошо знаком). «Дух», тончайшая телесная субстанция, заключен в теле как собственном органе. Вследствие этого «духом» объясняется все то, что Аристотель объяснял с помощью «чувствующей души» (вспомним аналогичную концепцию «духа» у Фичино; однако у последнего он выполняет совершенно иную функцию).

Телезио сразу предупреждает: в человеке помимо «духа» есть нечто большее – «род божественной и бессмертной души». Это, однако, способствует объяснению не природных черт, а лишь тех,

Бернардино Телезио 119

которые выходят за пределы его природы и о которых мы скажем ниже.

Знание в разнообразных формах Телезио объясняет вмешательством «духа», который воспринимает изменения и движения, вызываемые в чувствах вещами. Иными словами тепло и холод, вступая в контакт с организмом, вызывают движение, расширение и сужение «духа», и таким образом рождается восприятие, т. е. осознание модификаций.

Понимание вырастает из ощущения, а точнее, из сходства между воспринятыми вещами, которое мы констатируем, воспоминание о которых мы сохраняем и распространяем путем аналогий на другие вещи, в настоящий момент не воспринимаемые. Например, когда мы видим молодого человека, разум нам подсказывает, что он состарится. Это «старение» не воспринято нами, ибо еще не наступило, и поэтому оно не может вызвать у нас подобного ощущения; однако мы можем «осознать его» с помощью прошлого опыта и сравнения того, что мы воспринимали раньше, с тем, что воспринимаем сейчас.

Телезио ясно говорит, что вовсе не презирает разума, более того, что разуму следует доверять, «как и чувствам». Но чувство вызывает больше доверия, чем разум, поскольку воспринятое чувством не нуждается в последующем исследовании. Сама математика, по Телезио, основана на чувстве, сходствах и аналогиях, как уже объяснено выше.

Природная мораль (этика)

Нравственная сторона жизни человека, по крайней мере на первом уровне, может быть объяснена природными началами. Добро для человека, как и любого существа, – это его самосохранение, а зло – то, что наносит ему ущерб и ведет к разрушению. Радость и печаль также включены в это объяснение через сохранение и разрушение. Радостно то, что услаждает «дух»; а услаждает «дух» то. что оживляет его и таким образом создает благодатную силу. Печально то, что гнетет и подавляет «дух»; а гнетет дух то, что ему вредно. Таким образом, радость – это «ощущение сохранения», а печаль – «чувство разрушения».

Радость и печаль имеют четкую функциональную задачу. Радость не может быть конечной целью, к которой мы стремимся, она средство, помогающее достичь этой цели, которой является, как мы уже

120 Итальянское Возрождение

сказали, самосохранение. В общем, все, чего желает человек, направлено на такое сохранение. И добродетели, если их рассматривать с природной точки зрения, направлены на достижение той же цели, потому что они способствуют сохранению и совершенствованию «духа».

Д. Антисери и Дж. Реале. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта – С- Петербург, «Пневма», 2002, 880 с, с ил.

Наиболее выдающимися представителями философии природы теоретического типа были Б. Телезио и Д. Бруно. Бернардино Телезио (1509-1583), родом из Косенцы, около Неаполя, – один из влиятельных философов итальянского Ренессанса, основатель итальянской философии философии природы итальянской философии природы. Его имя сопровождала легенда знаменитого знатока классической античной литературы. Он противопоставил свое творчество официальной схоластике, с которой познакомился во время учебы в университете. Склонность к эмпирическому и экспериментальному исследованию природы была обусловлена его деятельностью в добровольном научном обществе – так называемой Козентийской академии. За вольномыслие его преследовали церковные власти. Плодом его многолетнего упорного труда была книга «О сущности вещей согласно их собственным принципам».

Из исследования природы Телезио исключает познание бога. Бог является лишь творцом мира, в последующем он не вмешивается в процессы природы, таким образом, задачей философии задачей философии является не познание бога, а исследование реальной природы. Философия должна освободиться от теологии. Телезио отвергает упование на внешние авторитеты: философские и научные выводы должны опираться на непосредственные восприятия и опыт, на собственный разум. Не бог, но природа является предметом является предметом философского предметом философского исследования. Философия Телезио содержит сильные материалистические тенденции. Все вещи телесны, материальны; телесный принцип является их вечной, неизменной сущностью, сам этот принцип, однако, пассивен, лишен всякого движения и активности, он как бы «мертв», невидим. Движение и изменение вызываются борьбой двух противоположных активных принципов – тепла и холода. Эти принципы бестелесны, но проявляться вне своей материальной основы, вне материальной субстанции вещей не могут.

В учении Телезио намечается важная материалистическая идея о материальном единстве мира.
Проявляется эта идея и в его космологических воззрениях: небесные тела, так же как и Земля, материальны, различия между ними вызваны большей или меньшей мерой присутствия активных принципов. Но в своей сути эта космология основана на докоперниковых схемах. Солнце и небесные тела в отличие от «холодной» Земли подвижны. В понятии «собственные принципы» природы у Телезио содержатся элементы стихийной диалектики стихийной диалектики: источник движения не вне природы, но в ней самой. Телезио отвергает перипатетическое и схоластическое учения о внешнем двигателе: движение является собственным, присущим материи принципом, ее самодвижением.

Эти выводы совпадают с деистическим решением проблемы отношения бога и мира: сотворенный мир наделен божественными силами и свойствами, после акта сотворения движение происходит уже само, без вмешательства бога, на основании собственных принципов. Натурфилософским представлениям отвечает его объяснение жизни человека и его познания. Тепло, как активный принцип, является основой жизненного принципа, который Телезио называет духом (приравнивая его к средневековому медицинскому термину «спиритус»). «Пневма» представляет собой тонкую, теплую, телесную, подвижную материю, которая находится в живом организме, способствует движению, определяет жизненные функции, чувствительность, восприятие, познание и умирает вместе с телом. Учением о «жизненном духе жизненном духе» Телезио указывает на единство всех живых существ. Человек в этом смысле отличается тем, что его «пневма» более «тонкая» и «теплая». «Дух « неразрывно связан с материей связан с материей, он рассредоточен во всем теле, распространяется по нервной системе, центром которой является мозг. Разумная человеческая душа многосторонним образом связана с «духом природы».

Этот подход-основа сенсуалистской теории познания Телезио. Восприятие является источником и важнейшим средством познания, а мышление и суждение определяются восприятием. Восприятие возникает после принятия внешнего мира «духом мира «духом». Таким образом, всякая наука должна исходить из непосредственного опыта. Этические воззрения Телезио в основе соответствуют его философии природы. Нравственная жизнь человека возникает из его естественного стремления к самосохранению. Из этого стремления вытекают все критерии для определения человеческих добродетелей и изъянов, отсюда исходят человеческие чувства, настроения и эмоции.

Эта этика индивидуалистическая: она предполагает человеческое общежитие и солидарность лишь для защиты индивида от грозящих ему опасностей, вытекающих из стихий природы или насильственных действий других людей.

Кроме природного, материального «духа» существует и нематериальная душа, которая бессмертна и имеет божественное происхождение. Ее существование Телезио обосновывает способностью человека к совершенствованию своего сознания и нравственного поведения. Эта «уступка» теологии вытекает из общего метафизического характера его философии характера его философии природы как системы.

Телезио не видит качественных различий материального мира, его теория «жизненного духа жизненного духа» не может достаточно ясно объяснить специфику человеческого сознания и социальной сущности человека. Философское учение Телезио имело известность уже при его жизни. Позже переводы его трудов на итальянский язык расширяют его влияние на процесс развития философии развития философии и науки. Иную, платоновскую линию итальянской философии природы итальянской философии природы представляет творчество Франческо Патрици (1529-1597), который в своих «Перипатетических исследованиях» выступал с традиционной задачей гуманистов – преодоления схоластического авторитета Аристотеля авторитета Аристотеля, что становилось все более актуальным, ибо в официальной науке и философии науке и философии все еще господствовал средневековый аристотелизм, поддерживаемый католической иерархией. Свое понимание мира, отличающееся как от схоластики, так и от платонизма Фичино, он представил в книге «Новая философия вселенной «. Всем вещам и телам присущи четыре внутренних принципа: пространство, свет, тепло и течение.

Первый активный принцип – свет, из которого исходит тепло, являющееся непосредственной причиной возникновения вещей, рождающихся в непрестанном движении материи движении материи. Материя не пассивна, но является движением, «течением» телесной массы. В своем учении о вселенной он преодолевает неоплатоновскую метафизику света, согласно которой свет происходит от бога. Он принимает пантеистическое решение: бог не имеет определенного места, он везде и нигде, вселенная сама есть бог, единое есть все. Бесконечное пространство, однако, не ограничивается материальностью, оно заключает в себе и духовные существа, бестелесный божественный свет, который путем эманации переходит в телесный свет физического мира.
Философия природы Патрици отвергалась представителями схоластической ортодоксии, его книги были запрещены. Происходило это в то время, когда шел процесс над Д. Бруно. Тогда-то в число запрещенных были внесены и книги Б. Телезио.

Бернардино Телезио
(Телезий, Телесий) (итал. Bernardino Telesio; 1509, Козенца – 2 октября 1588, Козенца) – итальянский учёный и философ. Окончил Падуанский университет в 1535. Основное сочинение – «О природе вещей согласно её собственным началам» (1565; 9 книг в 1586).

Занятия философией вызвали в нём отвращение к аристотелизму: он резко осуждает Аристотеля, смешивая перипатетизм схоластический с подлинной аристотелевской философией и распространяя свою антипатию к последней на самую личность Аристотеля. Он основал в Неаполе естественно-историческое общество Academia Telesiana. Последние годы его учёно-философской деятельности протекли в тяжёлой борьбе против врагов свободного и непосредственного исследования законов природы, которое настойчиво провозглашал Телезий. Его девизом служили слова «Realia entia, non abstracta». В предисловии к своему важнейшему философскому труду «De natura rerum juxta propria principia» (1565) он говорит, что берёт в руководители свои чувства, а предметом своего исследования – природу, которая всегда остаётся неизменною в своей сущности, следует тем же законам, производит те же явления. Провозглашая верховное значение опыта как главного источника познания, Телезий не применяет в достаточной мере этот принцип при исследовании явлений внешней природы.

Его натурфилософия напоминает досократовские наивные умозрения ионийцев. Из противоположности между небом с его светилами, приносящими тепло, и землёй, из которой после заката солнца появляется холод, он выводит, что эти два начала – первоосновные в природе. Кроме того, по словам Телезия, есть нечто телесное (corporea moles); оно расширяется и утончается под влиянием теплового начала и сжимается и сплачивается под влиянием холодного начала. Тепло – источник движения и жизни, холод – смерти и покоя: борьба этих двух начал – источник всего мирового развития.

В теории познания и в психологии Телезия является сенсуалистом и даже материалистом. Spiritus – это утонченное тепловое вещество, вносящее единство во все функции организма и являющееся источником всех наших движений. Его центральным местопребыванием служит головной мозг, откуда он через нервы разливается по всему телу. Впрочем, наряду с духом Телезий допускает ещё вложенную Богом добавочную форму (forma superaddita) – бессмертную и бестелесную душу, но эта душа не играет в его системе никакой существенной роли.

Этика Телезия тесно примыкает к его сенсуализму. Основа всех нравственных чувств – чувство самосохранения. Все другие аффекты и стремления человека вытекают из этой первоосновы. Мы любим то, что благоприятствует этому чувству самосохранения, ненавидим то, что противодействует ему. Основные добродетели человека проистекают из того же чувства: таковы мужество, мудрость, благосклонность и другие.

Влияние

Телезий оказал значительное влияние на пробуждение эмпиризма: под его воздействием развивались Патрици, сочетавший его идеи с платонизмом, и Кампанелла. Фрэнсис Бэкон также был знаком с его трудами и говорит о нём как о родоначальнике опытной философии («novorum hominum primus»). В своей критике его философии он поясняет:

Ибо о самом Телезио я имею хорошее мнение и признаю в нем искателя истины, полезного для науки, реформатора некоторых воззрений и первого мыслителя, проникнутого духом современности; кроме того, я имею с ним дело не как с Телезио, а как с восстановителем философии Парменида, к которому мы обязаны питать большое уважение.

Натурфилософия Телезия оказала большое влияние на Джордано Бруно.

Труды

Кроме упомянутого сочинения «De natura rerum juxta propria principia», Телезий написал:

  • «De Mari» (1570),
  • «De his qui in aere fiunt et de terrae motibus» (1570),
  • «De colorum generatione» (1570),
  • «De cometis et lacteo circulo»,
  • «De iride»,
  • «De usu respirationis»

ТЕЛЕЗИО БЕРНАРДИНО

(Telesio) Бернардино (1509, Козенца, – 2.10.1588, там же), итальянский натурфилософ эпохи Возрождения. Окончил Падуанский университет (1535). Основное сочинение – “О природе вещей согласно сё собственным началам” (1565; 9 книг в 1586). Противник схоластического аристотелизма, основал в Неаполе академию (Academia Telesiana, или Cosentina) с целью опытного изучения природы на основе её законов. Натурфилософия Т. опирается на традиции античного гилозоизма. Противоположные стихии тепла и холода, но Т., – главные движущие начала всего, воздействующие на пассивную материю. Материя земли и неба тождественна, но земная находится во власти холода, небесная – во власти тепла. Тепло – источник всякой органической жизни, а также тонкоматериального жизненного “духа” (spiritus), присущего животным и человеку, у которого наряду с этим имеется бессмертная душа, вложенная в него богом. В теории познания Т. развивал точку зрения сенсуализма. Основой этики считал стремление всего сущего к самосохранению. Своей ориентацией на опытное познание Т. оказал большое влияние на Т. Кампанеллу, а также на Дж. Бруно, Р. Декарта и Ф. Бэкона.

Соч.: De rerurn natura juxta propria principia, v. I-2, Cosenza, 1965-74; Varii de naturalibus rebus libelli, pt I-8, Venetia, 1590.

Лит.: Горфункель А. Х., Материализм и богословие в философии Б. Телезио, в сборнике: Итальянское Возрождение, [Л.], 1966; Fioreпtino F., В. Telesio, v. 1-2, Firenze, 1872-74; Gentile G., B. Telesio, Bari, 1911; Troilo E., B. Telesio, Modena, 1924; Soleri G., Telesio, Brescia, 1944.

А. Х. Горфункель.

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ТЕЛЕЗИО БЕРНАРДИНО в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ТЕЛЕЗИО
    (Telesio) Бернардино (1509-88) итальянский натурфилософ эпохи Возрождения. Основал в Неаполе академию для опытного изучения природы. В сочинении “О природе вещей …
  • БЕРНАРДИНО
    д”Антонио ди Милане, литейщик орудий в Республике Флоренция. Италия. Около 1497 …
  • БЕРНАРДИНО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Сан), Санкт-Бернардин — горный проход в швейцарском кантоне Граубюндене, один из старейших путей в Альпах, устроенный в 1819—23 г. Почтовая …
  • ТЕЛЕЗИО в Современном энциклопедическом словаре:
  • ТЕЛЕЗИО в Энциклопедическом словарике:
    (Telesio) Бернардино (1509 – 88), итальянский натурфилософ эпохи Возрождения. Основал в Неаполе академию для опытного изучения природы. В сочинении “О …
  • ТЕЛЕЗИО
    ТЕЛ́ЕЗИО (Теlеsiо) Бернардино (1509-88), итал. натурфилософ эпохи Возрождения. Основал в Неаполе академию для опытного изучения природы. В соч. “О природе …
  • БЕРНАРДИНО
    (Сан), Санкт-Бернардин? горный проход в швейцарском кантоне Граубюндене, один из старейших путей в Альпах, устроенный в 1819?23 г. Почтовая …
  • ТЕЛЕЗИО
    (Telesio) Бернардино (1509-88) , итальянский натурфилософ эпохи Возрождения. Основал в Неаполе академию для опытного изучения природы. В сочинении «О природе …
  • БЕРНАРДИНО СИЕНСКИЙ в Датах рождения и смерти известных людей:
    (1380-1444) – итальянский церковный деятель, проповедник, Бероальд де Вервиль, Франсуа Вотабль (1556-1623) – французский …
  • САН-БЕРНАРДИНО в Большом энциклопедическом словаре:
    (San Bernardino) город на юго-западе США, штат Калифорния. 164 тыс. жителей (1990). Машиностроение, пищевая, химическая, нефтеперерабатывающая промышленность, черная металлургия. В …
  • САН-БЕРНАРДИНО
    (San Bernardino), город на Ю.-З. США, в штате Калифорния, к В. от Лос-Анджелеса. 108 тыс. жителей (1974; вместе с г. …
  • РИВАДАВИЯ БЕРНАРДИНО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Rivadavia) Бернардино (20.5.1780, Буэнос-Айрес, – 2.9.1845, Кадис), государственный и политический деятель Аргентины, борец за независимость Южной Америки от испанского господства. …
  • РАМАЦЦИНИ БЕРНАРДИНО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Ramazzini) Бернардино (4.10.1633, Карпи, – 5.11.1714, Падуя), итальянский врач, основоположник гигиены труда. Учился в Феррарском и Пармском университетах, звание …
  • САН-БЕРНАРДИНО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    САН-БЕРНАРД́ИНО (San Bernardino), г. на Ю.-З. США, шт. Калифорния. 182 т.ж. (1994). Маш-ние, пищ., хим., нефтеперераб. пром-сть, чёрная металлургия. В …
  • ЗЕНДРИНИ, БЕРНАРДИНО в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Zendrini, 1839-1879) ? итальянский поэт, профессор итальянского языка и литературы в Ферраре и Палермо. Из произведений его наиболее известны: “Ghirlanda …
  • ГРИМАЛЬДИ, БЕРНАРДИНО в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Grimaldi) ? итальянский министр. Род. в 1841 г., был сначала адвокатом и в 1876 г. избран в парламент. Во втором …
  • АЛЬВАРЕС, БЕРНАРДИНО в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? учредитель в Америке, в Мексике, в XVI столетии, “Милосердого братства св. Ипполита”, утвержденного папой Иннокентием ХII (род. в Севилье …
  • САН-БЕРНАРДИНО в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (San Bernardino) , город на юго-западе США, штат Калифорния. 164 тыс. жителей (1990). Машиностроение, пищевая, химическая, нефтеперерабатывающая промышленность, черная металлургия. …
  • НАТУРФИЛОСОФИЯ (ЛАТ. NATURA – “ПРИРОДА”) в Справочнике Чудес, необычных явлений, НЛО и прочего:
    философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы между натурфилософией и естествознанием, ее место в философии исторически менялись. …
  • КАНТОНИ в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    Бернардино, плакировщик. Работал для Максимилиана I. Италия. Около …
  • ВОЗРОЖДЕНИЕ в Новейшем философском словаре:
    (или Ренессанс) – термин, обозначающий в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоху, переходную от средневековья к Новому времени. …
  • ГРИБЫ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    . Свидетельством весьма значительной роли Г. в мифологии и – шире-в культуре следует считать возникновение особой науки этномикологии. Работы американского …
  • 1982.09.01
    В Калифорнии в Сан-Бернардино начинаетя рок-фестиваль. Его организаторы наряду с прочей аппаратурой используют гигантские – с 2-3-этажный дом – телеэкраны, …
  • 1926.05.31 в Страницах истории Что, где, когда:
    В Португалии генерал Мануэль де Оливейра Гомеш да КОСТА совершает государственный переворот и отстраняет от власти президента Бернардино …
  • 1915.08.06 в Страницах истории Что, где, когда:
    Президентом Португалии избирается Бернардино …
  • 1598.10.15 в Страницах истории Что, где, когда:
    Испанский генерал-стратег Бернардино де МЕНДОСА (Bernardino de Mendoza) занимает форт …
  • ФИЛОСОФИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    (от фил… и греч. sophia – мудрость) форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в …
  • РИВАДАВИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Rivadavia) Бернардино (1780-1845) один из руководителей борьбы за независимость Юж. Америки от испанского господства, в 1811-12 член Триумвирата – аргентинского …
  • РЕБОЛЬЕДО в Большом энциклопедическом словаре:
    (Rebolledo) Бернардино (1597-1676) испанский поэт и дипломат, теоретик искусства. Автор переложений Псалтыри, книг Иеремии и Иова. Трактат “Речи о красоте …
  • РАМАЦЦИНИ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Ramazzini) Бернардино (1633-1714) итальянский врач, один из основоположников учения о профессиональных болезнях. В основных трудах “О болезнях ремесленников” (1700, русский …
  • ПИНТУРИККЬО в Большом энциклопедическом словаре:
    (Pinturicchio) (наст. имя и фам. Бернардино ди Бетто ди Бьяджо Bernardino di Betto di Biagio) (ок. 1454-1513), итальянский живописец. Представитель …
  • НАТУРФИЛОСОФИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    (нем. Naturphilosophie) философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Ранняя древнегреческая натурфилософия досократовского периода (милетская школа и др.) …
  • МАТЕРИАЛИЗМ в Большом энциклопедическом словаре:
    (от лат. materialis – вещественный) философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от …
  • КАМПАНЕЛЛА в Большом энциклопедическом словаре:
    (Campanella) Томмазо (1568-1639) итальянский философ, поэт, политический деятель; создатель коммунистической утопии; монах-доминиканец. В “Философии, доказанной ощущениями” защищал натурфилософию Б. Телезио; …
  • ГИЛОЗОИЗМ в Большом энциклопедическом словаре:
    (от греч. hyle – материя и zoe – жизнь) философское учение о всеобщей одушевленности материи; термин введен в 17 в. …
  • ШВЕЙЦАРИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Швейцарская Конфедерация (нем. Schweizerische Eidgenossenschaft, франц. Confederation Suisse, итал. Confederazione Svizzera). I. Общие сведения Ш. – государство в Центральной Европе, …
  • РИВЕРСАИД в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Riverside), город на западе США, в штате Калифорния. 153 тыс. жителей (1974), а с г. Сан-Бернардино и общей пригородной зоной …
  • ПИНТУРИККЬО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Pinturicchio; собственно Бернардино ди Бетто ди Бьяджо, Bernardino di Betto di Biagio) [около 1454, Перуджа (-),- 11.12.1513, Сиена], итальянский живописец. …
  • ОНТАРИО (ГОРОД В США) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Ontario), город в США, на Ю. штата Калифорния. 64,1 тыс. жителей; вместе с близлежащими гг. Сан-Бернардино, Риверсайд и общей пригородной …
  • ОККУЛЬТИЗМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от лат. occultus – тайный, сокровенный), общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для обычного …
  • НЕОПЛАТОНИЗМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    идеалистическое направление античной философии 3-6 вв., ставившее своей целью систематизацию разноречивых элементов философии Платона в соединении с рядом идей Аристотеля. …
  • НАТУРФИЛОСОФИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от лат. natuга – природа), философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности. Границы между естествознанием и Н., её …
  • Л”АКУИЛА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (L”Aquila), город в Италии, в области Абруцци. Административный центр провинции Л”Акуила. 59,3 тыс. жителей (1970). Мельницы, завод электронных ламп. Архитектурные …
  • КАРДАНО ДЖЕРОЛАМО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Cardano) Джероламо (Иеронимус) , итальянский философ, врач и математик. Разработал космологическую систему …
Ссылка на основную публикацию
Похожее